РБК (RBC.ru),
26 февраля 2022 г.
На чем российские авиакомпании будут летать после запрета поставок Airbus
391 просмотр
ЕС запретил поставку в Россию самолетов и запчастей. Лайнеры Airbus — 322 самолета — обеспечивали 40% пассажиропотока авиации в стране. Санкции фактически лишают перевозчиков возможности эксплуатировать этот флот, говорят эксперты
Объявленные в ночь на субботу санкции Евросоюза предусматривают запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. В ЕС работает один из двух крупнейших в мире производителей гражданской авиатехники — Airbus. «Компания планирует действовать в соответствии со всеми санкциями и согласно законам, как только они будут приняты», — говорила РБК в пятницу, 25 февраля, официальный представитель Airbus в России Юлия Пронина, замечая, что «пока слишком рано комментировать возможные последствия санкций для Airbus и в целом для аэрокосмической индустрии».
По данным Росавиации на середину февраля 2022 года, российские авиакомпании используют 322 самолета производства Airbus. Европейскую авиатехнику используют, в частности, «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». По итогам допандемийного 2019 года самолеты семейства A320ceo/neo перевезли 52,4 млн человек — 41% от всего пассажиропотока авиакомпаний России, по данным Транспортной клиринговой палаты.
Кто в России летает на Airbus
Из топ-20 авиакомпаний (перевезли 97% пассажиров воздушного транспорта России) самолеты Airbus используют десять. В парке «Аэрофлота» — 117 самолетов Airbus, S7 — 66. Эти компании выполняют перевозки также на самолетах производства Boeing (США). Парк «Уральских авиалиний» состоит только из самолетов Airbus — 54 машины.
В мае 2021 года «Аэрофлот» начал получать в лизинг среднемагистральные самолеты семейства Airbus A320neo. Сейчас в его парке девять таких машин. В феврале 2022 года 40-й самолет семейства A320neo получила S7, 11-й — «Уральские авиалинии». Владелец S7 Владислав Филев ранее говорил, что самолеты Airbus A320neo более эффективны в эксплуатации, расход их топлива снижен на 15%, а дальность полета выше, чем у предыдущего поколения (A320ceo). Гендиректор и владелец «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов называл эти машины «суперсовременными».
Какие позиции у Boeing
39,4 млн человек перевезли российские авиакомпании на самолетах B-737 в 2019 году. На долю этих машин пришелся 31% от всего пассажиропотока гражданской авиации России. Будут ли санкции ЕС распространятся на продукцию Boeing, однозначного ответа нет, сказал РБК топ-менеджер российского перевозчика. «Сейчас мы активно консультируемся с лизингодателями и поставщиками», — добавляет собеседник. Официальный представитель Boeing в России Елена Александрова отказалась комментировать, затрагивают ли санкции поставку американских самолетов.
Последние дни власти США и Евросоюз принимали практически аналогичные решения по России.
На фоне проблем с ресертификацией самолетов Boeing 737MAX (конкурент A320neo) в России, авиакомпании строили планы по своему развитию за счет среднемагистральных самолетов Airbus. Именно на A320neo собирается начать полеты летом 2022 года новый лоукостер Citrus, созданный S7 Group. Планировалось, что к концу 2022 года у Citrus будет восемь A320neo, к концу 2024 года — 24 таких самолета. Не позднее конца 2022 года принять решение, за счет каких продолжать развитие, должен пока единственный лоукостер «Победа», говорил его гендиректор Андрей Калмыков в интервью РБК. Сейчас в парке «Победы» 44 самолета B737 предыдущего поколения. Увеличивать флот лоукостер планировал за счет машин 737MAX. Летом 2021 года стало известно, что «Победа» отказалась от закупки 20 таких самолетов.
Прокомментировать ситуацию с запретом можно будет только после анализа опубликованных официальных документов Еврокомиссии и других регулирующих органов, сказал представитель «Уральских авиалиний». РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», S7, «Победы», «России» и Utair.
Что означает запрет для авиакомпаний
В санкционном регламенте ЕС прописан запрет на оказание любых страховых или перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, а также услуг по ремонту, модификации, устранению дефектов в отношении европейских самолетов. Поставки самолетов из Евросоюза могут продолжаться только до 28 марта 2022 года по контрактам, заключенным до 26 февраля, следует из документа ЕС.
Санкции против авиакомпаний ухудшат состояние одного из ключевых секторов экономики России и передвижение внутри страны, поскольку три четверти существующего коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде, говорится в сообщении Евросоюза.
Запрет на поставки самолетов в Россию, запчастей и прекращение до 28 марта действующих лизинговых контрактов вызовет кризис в авиаотрасли, отмечает партнер — учредитель юридической фирмы NYZ Partners (сопровождает сделки авиализинга) Алексей Янбухтин. «Последствия для авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты иностранного производства, будут аналогичны тем, с которыми столкнулась авиакомпания «Белавиа», — невозможность технического обслуживания», — добавляет он.
По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, запрет на поставку комплектующих должен привести к тому, что эксплуатировать самолеты «в лоб» станет невозможно и лизинговые компании потребуют вернуть флот.
На чем летать без Airbus
«Ждать, пока наш авиапром сможет восстановить производство всей линейки самолетов [которые нужны авиакомпаниям] — минимум пару лет», — говорит Олег Пантелеев. При этом перспектив в поставке широкофюзеляжных самолетов российского производства «пока не просматривается», указывает эксперт. Сейчас авиакомпании для полетов на сверхдальние расстояния используют самолеты A350 и B777. Их, к примеру, эксплуатирует «Аэрофлот».
«Ростех» пока может предложить российским перевозчикам только региональные Superjet 100. В 2022 году к эксплуатации новых магистральных МС-21 (конкурент A320 и B737) должна приступить авиакомпания «Россия». Но в нужной для авиакомпании модификации этот самолет еще не сертифицирован.
Теперь решение на стороне российского правительства, продолжает Пантелеев, напомнив пример Ирана, который создал схему «теневого» обслуживания авиатехники, страхования внутри страны и т.д. «При этом можно национализировать самолеты. Очевидно, что это совсем негативный сценарий, характерный для военного времени», — говорит эксперт.
Ситуация с санкциями ЕС против российских авиакомпаний обсуждается властями в субботу, 26 февраля. После начала боевых действий на Украине глава Минтранса Виталий Савельев ежедневно проводит оперштаб, где обсуждаются проблемные вопросы. Об этом РБК рассказали два источника в авиакомпаниях.
РБК направил запрос в пресс-службы правительства, Минтранса, Минпромторга и Росавиации.
Артём КОРЕНЯКО, Татьяна ЦВИРОВА
Вся пресса за 26 февраля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Авиационное страхование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
7 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|